Программа занятий «школы здоровья для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника»

В ГАУЗ «Госпиталь для ветеранов войн»

функционируют 5 «Школ здоровья»:
График проведения занятий

Гарифуллина Альфия Накиповна,

Валиева Гульсина Ханафеевна,

в 12:00 часов, ГЭС, ул. Набережная Тукая, 39, кабинет офтальмолога №302

Вагизова Леная Фатхулловна,

в 14:00 часов, ГЭС, ул. Набережная Тукая, 39, кабинет мед.

Казакова Галина Николаевна,

в 17:00 часов, ГЭС, ул. Набережная Тукая, 39, кабинет мед.профилактики

Шарифуллина Фарида Мударисовна,

Программа занятий «Школы здоровья для пациентов

с заболеваниями суставов и позвоночника»

Продолжительность занятий: 60 минут

Цели всего курса обучения в Школе остеоартроза (ОА):

1) познакомить больных ОА с методами предупреждения прогрессирования заболевания;

2) улучшить знания больных о методах самопомощи при обострении, защите суставов и методах снижения риска деформации суставов;

3) убедить больных в необходимости уделять больше внимания своему заболеванию.
Введение

1. Вводная часть — 5 минут

1.1. Знакомство, представление участников

Темы:

  1. «Что важно знать об остеоартрозе и остеопорозе».
  2. «Факторы риска возникновения и прогрессирования заболевания».
  3. «Как облегчить боль в домашних условиях.

Темы:

  1. «Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при ОА и остеопорозе».
  2. «Понятие об избыточной массе тала и ожирении».
  3. «Диетотерапия ожирения».

Темы:

  1. «Физическая активность».
  2. «Бытовые приспособления для облегчения жизни».

Темы:

  1. «Лечение ОА и остеопороза».
  2. «Понятие о хирургическом лечении».
  3. «Подведение итогов занятий. Анкетирование»

Анкета: «Хорошо ли вы знаете, что такое ОА»
С помощью этой анкеты мы сможем узнать, насколько Вы информированы об ОА. Прочитайте внимательно следующие утверждения и отметьте, верны они или неверны. Если Вы не уверены в своих знаниях, отметьте "не знаю".
1. ОА — заболевание суставов, при котором разрушается хрящ и поражается подлежащая кость.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

2. Возраст — естественная причина ОА.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

3. ОА часто развивается после перенесенной травмы сустава. А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

4. Если у родителей был ОА, то у потомков риск заболевания может в среднем возрастать.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

5. У человека с избыточной массой тела выше риск заболеть ОА. А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

6. Люди, чья работа связана с большой нагрузкой на суставы, не болеют ОА. А. Верно Б. Неверно В. Не знаю 7. Первым признаком ОА является боль в суставе.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю 8. Чаще всего при ОА поражены локтевые суставы.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

ОА суставов кистей рук чаще наблюдается у женщин во время климакса. А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

10. ОА никогда не ведет к деформации суставов. А. Верно Б. Неверно

11. В течении ОА бывают периоды обострения.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

12. При обострении суставы можно прогревать.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

13. При ОА можно носить обувь на высоком каблуке. А. Верно В. Не знаю

14.Если есть плоскостопие, необходимо использовать индивидуальные супинаторы.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

15.Трость нужно подбирать индивидуально, ее длина зависит от роста пациента.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

16. При ОА нужно избегать поднятия тяжестей.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

17.Если нужно опуститься на колени, то под колени необходимо подложить подушку.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

18. Немедикаментозные методы лечения ОА (массаж, иглорефлексотерапия, санаторное лечение) можно применять при обострении.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

19.При массаже нельзя массировать сам пораженный сустав, только мышцы вокруг него.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

20.При ОА коленного сустава наколенник можно носить постоянно.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

21.Лечебная гимнастика является одним из главных способов лечения и профилактики ОА.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

22.При ОА можно выполнять упражнения с приседаниями.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

23. Оптимальным видом спорта при ОА является плавание.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

24.Если во время гимнастики появляется резкая боль в суставе, то упражнении нужно продолжать "через боль".

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

25.Физиолечение нужно принимать всем пациентам с остеоартрозом в любой период заболевания.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю 26.Противовоспалительные препараты используются только в период обострения на короткое время.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

27. Решать вопрос о назначении противовоспалительных препаратов должен только врач.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

28. Базисные препараты защищают суставной хрящ от разрушения при ОА.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

29.Длительное применение глюкозамина сульфат (Дона) 1500 мг улучшает качество жизни, снижает риск хирургического вмешательства, сокращает в итоге расходы на лечение.

А. Верно Б. Неверно В. Не знаю

30.При тяжелом течении ОА, возникает необходимость в хирургическом лечении- протезировании сустава.

А. Верно Б. Неверно
Ключ к анкете:

1А, 2Б, ЗА, 4Б, 5А, 6Б, 7А, 8Б, 9А, 10Б, 11А, 12Б, 13Б, 14А, 15А, 16А, 17А, 18Б, 19Я, 20Б, 21А, 22Б, 23а, 24Б, 25Б, 26А, 27А, 28А, 29А, 30а

Программа занятий «Школы здоровья для больных сахарным диабетом 2-го типа, не получающих инсулин».

Тема: «Что такое диабет? Самоконтроль обмена веществ».

Продолжительность занятия 90 минут.

Цели: Больные должны изучить:

  • Что обучение – важная часть их лечения.
  • Что смысл обучения – привлечение их самих к контролю и лечению своего заболевания.
  • Основные понятия в области диабета (нормальный, высокий и низкий сахар крови, комы при диабете, почечный порок).
  • Терапевтические цели при диабете.
  • Отличие сахарного диабета 2-го типа от других его типов.
  • Причины повышенного сахара крови при 2 типе с/диабета.
  • Правила поведения при гипогликемии.
  • Принципы, методики проведения и рекомендуемых режимов. Самоконтроля.
  • Смысл и правила ведения «Дневника самоконтроля».

Материалы и наглядные пособия к занятию:

  • Контрольные вопросы для определения уровня знаний больных о диабете.
  • Плакаты: «Механизм действия инсулина»,«Гипогликемия».
  • Доска, маркеры.
  • Напольные весы.
  • Тест-палочки для определения глюкозурии, растворы глюкозы.

Тема: «Питание больных сахарным диабетом 2-го типа, не получающих инсулина».

Продолжительность занятия: 90 минут.

Цели: Больные должны узнать:

  • Три основных вида питательных веществ (белки, жиры, углеводы) и содержание их в продуктах.
  • Разные виды углеводов и их влияние на уровень сахара крови.
  • Содержание калорий в белках, жирах и углеводах.
  • Основные принципы низкокалорийной диеты.

Материалы и наглядные пособия к занятию:

  • Карточка с изображением продуктов.
  • Доска, маркеры.
  • Плакаты: «Какие продукты повышают сахар в крови?», «Калории», «Три группы продуктов».

Темы: «Сахарозаменители». «Физическая нагрузка при сахарном диабете 2-го типа». «Действие алкоголя на организм при сахарном диабете ».
Продолжительность занятия: 90 минут.

Цели: Больные должны узнать:

  • Подходящие и неподходящие для них виды сахарозаменителей.
  • Влияние физических нагрузок на уровень сахара крови.
  • Предосторожности при занятиях физическими упражнениями, при физических нагрузках.
  • Действие алкоголя на организм при сахарном диабете.

Материалы и наглядные пособия к занятию:

  • Карточки с изображением продуктов.
  • Упаковки различных сахарозаменителей.
  • Доска, маркеры.

Темы: «Осложнения сахарного диабета». «Уход за ногами».
Продолжительность занятия: 90 минут.

Цели: Больные должны узнать:

  • Какие органы наиболее часто поражаются при сахарном диабете.
  • Причины развития осложнения.
  • Перечень необходимых обследований для профилактики осложнений.
  • Правила поведения при сопутствующих заболеваниях.
  • В чем смысл определения гликилированного гемоглобина и где его можно определить.
  • В каких случаях больному с сахарным диабетом 2–го типа может потребоваться лечение инсулином.

Материалы и наглядные пособия к занятию:

  • Плакаты: «Осложнения сахарного диабета», «Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний», «Уход за ногами».
  • Контрольные вопросы для определения уровня знаний больных о диабете.

Вопросы для контроля уровня знаний о диабете

Выберите один или несколько правильных ответов
1. Что делает инсулин в организме?
а) расщепляет сахар крови
б) помогает клеткам усвоить сахар
в) сжигает сахар крови

2. Что происходит с сахаром крови при недостатке инсулина?
а) сахар крови не изменяется
б) сахар крови повышается
в) сахар крови понижается

3. Основные признаки низкого сахара крови?
а) ощущение жара
б) жажда
в) слабость
г) обильное выделение мочи
д) сухость

4. К каким значениям уровня сахара крови натощак нужно стремиться?
а) 5,0-6,0 ммоль/л
б) 7,6-8,0 ммоль/л
в) 10-11 ммоль/л

5. К каким значениям уровня сахара крови после еды нужно стремиться?
а) 7,0-8,0 ммоль/л
б) 10-12 ммоль/л
в) 13-15 ммоль/л

6. Чем необходимо ликвидировать гипогликемию?
а) сахаром
б) колбасой
в) хлебом
г) молоком
д) сыром

7. Углеводосодержащие продукты?
а) хлеб
б) молоко
в) творог
г) рыба
д) сало

8. Какие продукты можно есть без ограничения, если Вы хотите похудеть?
а) капуста
б) картофель
в) мясо

9. Что нужно сделать, если в течении 2 дней подряд в ночные часы у Вас случается гипогликемия?
а) увеличить дозу продленного инсулина перед сном
б) уменьшить дозу продленного инсулина перед сном
в) дозу инсулина не изменять.

10. Какова длительность действия Лантуса?
а) 24 часа
б) 16 часов
в) 12 часов
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
1. б
2. б
о. в, е, ж
4. а
5. а
6. а, б
7. а, б
8. а
9. б
10. а
Подведение итогов контроля: уровень знаний о диабете можно считать удовлетворительным, если даны правильные ответы на 8 вопросов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 2 ТИПА

  1. Каковы типичные признаки высокого сахара крови?

а) повышение артериального давления

б) плохое заживление ран

г) боли в суставах

  1. Что происходит с сахаром крови, если организму не хватает инсулина?

а) сахар крови повышается

б) сахар крови не изменяется

в) сахар крови понижается

  1. Какие из перечисленных ниже значений сахара крови лежат в пределах нормы?

а) 11ммоль/литр в)5,5ммоль/литр

б) 8,3ммоль/литр г)2,8ммоль/литр

  1. Какие из перечисленных компонентов пищи повышают сахар крови?

а) жиры б) белки г) углеводы

  1. Больной Иванов принимает по утрам сахароснижающие таблетки. Однако утром он не хочет есть и ест первый раз только в обеденное время. Может ли у него быть гипогликемия?

а) да б)нет в) точно не знаю

  1. Какие из продуктов нужно съесть во время гипогликемии? Перечислите все возможности.

а) хлеб в)сыр

б) помидоры г)сахар

  1. У каждого ли человека есть сахар в крови?

а) точно не знаю б)нет в)да

  1. У полного больного диабетом по сравнению с худым инсулин действует…

а) так же хорошо б)хуже в)лучше

  1. В каких органах более всего проявляется осложнение диабетом?

а) глаза в) печень

б) легкие г) ноги

  1. Выберете из перечисленного некалорийные сахарозаменители.

а) сахарин

г) аспартам

  1. Ваш близко знакомый, полный человек 65 лет заболел диабетом. Какое лечение ему подойдет более всего?

а) сахароснижающие таблетки

в) снижение веса

  1. Какими из перечисленных предметов нельзя пользоваться при уходе за ногами?

а) пемза в)безопасная бритва

б) ножницы г) пилка для ногтей

  1. Когда Вы должны проверять сахар мочи?

а) за 1-2 часа до еды

б) через 15 мин после еды

в) через 1-2 часа после еды

  1. Как часто нужно определять уровень сахара мочи?

а) две недели подряд каждый день

б) несколько раз в неделю

в) раз в месяц

  1. Рост больного диабетом 175 см. Каков должен быть его нормальный вес?

а) 80 кг. в) 70 кг.

б) 75 кг. г) 65 кг.

  1. Вы хотите похудеть. Какой напиток можно пить без ограничения?

а) апельсиновый сок

г) минеральная вода

  1. Вы хотите похудеть. Какие продукты можно есть без ограничения?

а) цветная капуста

г) белокочанная капуста

  1. Какие продукты сильно повышают сахар крови?

а) мед в) горох, фасоль

б) огурцы г) фруктовые соки

  1. Каким образом действуют сахароснижающие таблетки?

а) они содержат инсулин

б) они освобождают инсулин из поджелудочной железы

в) они расщепляют сахар

  1. Желательна ли регулярная физическая нагрузка, мышечная работа для лечения Вашего диабета?

а) нет, лучше от нее воздержаться

б) нет, это повышение сахара крови

в) да, в любом случае

г) да, если нет сопутствующих заболеваний сердца

  1. У каждого ли человека есть сахар в моче?

а) точно не знаю б) да в) нет

Программа занятий «Школы здоровья

для пациентов с заболеванием глаукомы»

Продолжительность занятия 60 минут.

Темы занятий:

  1. Что такое глаукома?
  2. Причины развития заболевания.
  3. Строение глаза.

Продолжительность занятия 60 минут.

Темы занятий:

  1. Клинические проявления при закрытоугольной форме глаукомы.
  2. Клинические проявления при открытоугольной форме глаукомы.
  3. Осложнения при глаукоме.

Продолжительность занятия 60 минут.

Темы занятий:

  1. Диагностика и лечение глаукомы.
  2. Как правильно закапывать глаза.

Продолжительность занятия 60 минут.

1. Рекомендации по образу жизни при глаукоме.

3.Вечер вопросов и ответов.

4.Анкетирование.
Анкета для выявления риска развития глаукомы

«Знаете ли Вы что такое «Глаукома» и почему это заболевание

так опасно для зрения?»

Проверьте свой риск развития глаукомы — вывод сделайте сами.

У Вас мерзнут руки, бывает онемение пальцев рук в ответ на стресс или холод.

Часто бывают головные боли в одной половине головы.

Если Вы набрали от 30 до 40 баллов – у Вас имеется низкий риск развития глаукомы

Если Вы набрали от 50 до 70 баллов – у Вас имеется средний риск развития глаукомы

Если Вы набрали свыше 70 баллов – у вас имеется высокий риск развития глаукомы

Определение уровня знаний в школе здоровья по глаукоме

  1. Что за болезнь глаукома?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как она проявляется?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какое давление глазное считается нормальным?

___________________________________________________

  1. Если Вам выставлен диагноз глаукома, сколько раз в год Вы должны посещать окулиста?

_________________________________________________________________

  1. Как правильно закапывать капли?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чем коварна болезнь глаукома?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Программа занятий «Школы здоровья

для больных с заболеваниями органов дыхания»

Продолжительность занятия 90 минут.

Темы занятий:

  1. «Что такое бронхиальная астма и хронический обструктивный бронхит?»
  2. «Причины развития заболевания».
  3. «Строение дыхательных путей».

План занятия:

  1. Определение бронхиальной астмы и хронического обструктивного бронхита.
  2. Бронхиальная астма – хроническое заболевание.
  3. Как устроены дыхательные пути – внешнее и внутреннее строение.
  4. Что происходит в приступе астмы.
  5. Определение аллергии. Виды аллергенов.
  6. Методы лечения и профилактики аллергии.
  7. Что может вызвать приступ удушья кроме аллергии? Неаллергические причины бронхиальной астмы.
  8. Гиперреактивность дыхательных путей.
  9. Как бороться с аллергией и гиперреактивностью бронхов?

11.Что такое пиклофлоуметр?

Методика самоконтроля бронхиальной астмы с помощью пиклоуметра

Продолжительность занятия 90 минут.

Темы занятий:

  1. «Принципы лечения ХОБЛ».
  2. « Как и чем снимают бронхоспазм».
  3. «Глюкокортикостероидная терапия ХОБЛ».

План занятия:

  1. Что происходит во время приступа удушья.
  2. Лекарства расширяющие бронхи.
  3. Механизм действия карманных аэрозольных бронхорасширяющих ингаляторов.
  4. Правила использования ингалятором.
  5. Применяемые дозы и симптомы передозировки.
  6. Спейсеры.
  7. Порошковые бронхорасширяющие ингаляторы, их преимущества.
  8. Таблетированные и инъекционные формы препаратов, расширяющих бронхи.

Продолжительность занятия 90 минут.

Темы занятий:

  1. «Лечение и профилактика вирусной инфекции».
  2. «Пищевая аллергия».

План занятия:

  1. Причины ночных приступов удушья.
  2. Как должна выглядеть спальня больного бронхиальной астмой. Элиминационный режим по домашней пыли.
  3. Меры профилактики ночных приступов удушья.
  4. Принципы лечения ночных приступов удушья.
  5. Что такое вирусная инфекция?
  6. ОРВИ – частая причина обострений бронхиальной астмы.
  7. Лечение вирусных инфекций.
  8. Антибиотики в лечении бронхиальной астмы.
  9. Принципы профилактики вирусной инфекции.
  10. Определение пищевой аллергии.
  11. Клинические проявления пищевой аллергии.
  12. Основные виды пищевой аллергии (истинная и псевдоаллергия).
  13. Питание больного бронхиальной астмой.
  14. Обследование больных с подозрением на пищевую аллергию.
  15. Перекрестная пищевая аллергия.
  16. Голодание (показания, цель проведения, противопоказания).

Продолжительность занятия 90 минут.

1.«Немедикаментозное лечение ХОБЛ».

2.«Как лечить обострение ХОБЛ?»

  1. Подведение итогов.
  2. Анкетирование.

План занятия:

  1. Дыхательная гимнастика.
  2. Обучение навыкам диафрагмального дыхания.
  3. Обучение специальным динамическим и статическим упражнениям, направленным на улучшение дренажной функции легких.
  4. Циклические виды физкультуры.
  5. Значение массажа лица и мышц грудной клетки у больных бронхиальной астмой.
  6. Обучение массажу лица.
  7. Обучение навыкам массажа грудной клетки.
  8. Обсуждение вопросов закаливания.
  9. Причины обострения бронхиальной астмы и ХОБЛ.
  10. Симптомы обострения.
  11. Критерии обращения к врачу.

для пациентов с заболеванием бронхиальная астма

Б) служащий; Д) домохозяйка;

В) студент; Е) инвалид.

  1. Жилищные условия:

А) благоустроенная квартира; В) коммунальная квартира;

Б) частный дом; Г) общежитие.

  1. Имеются ли у Вас знания о Вашем заболевании:

А) да;

Б) нет; В) имею, но недостаточно.

  1. Источник информации знаний о Вашем заболевании:

А) врач;

В) родственники, знакомые;

Г) популярная медицинская литература;

Д) передачи по радио и телевидению;

Е) другие больные.

  1. Желаете ли Вы расширить знания о своем заболевании?

А) да; Б) нет.

  1. Что Вас в большей степени интересует?

А) причины заболевания; Г) методы работы;

Б) особенности течения; Д) профилактика заболевания;

В) методы диагностики; Е) ничего не интересует.

  1. Желаете ли Вы получить знания по профилактике и самоконтроле?

А) Да; Б) нет.

  1. Какая форма обучения для Вас более приемлема?

А) личная беседа с врачом;

Б) личная беседа с медсестрой;

Г) просмотр видеофильма;

Д) чтение популярной литературы.

  1. Продолжительность болезни, по поводу которой обратились за помощью:

А) до 1 года;

Б) от 1 года до 5 лет; В) свыше 5 лет.

12.Как часто в год у Вас случаются обострения бронхиальной астмы?___________________________________________________

13.Провится ли у Вас противорецидивное лечение и как часто в году?____________________________________________________

14. Болели ли Ваши родители бронхиальной астмой?

15. Вы курите? А) Да. Б) Нет.

16. Вы пользуйтесь ингаляционными глюкокортистероидами?

А)Во время обострения. Б)Всегда. В)Нет.

17. Какими видами оздоровления Вы занимаетесь?___________
__________________________________________________________

18. Ночью бывают приступы удушья? А)Да. Б) Нет.

19. Используете пикфлоуметр повседневно? А)Да. Б) Нет.

20. Сколько раз в год Вы госпитализируетесь в экстренном порядке?_________________________________________________

Благодарим Вас за ответы.

Программа занятий «Школы здоровья

для пациентов с ишемической болезнью сердца»

«ЧТО НАДО ЗНАТЬ ОБ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА? ФАКТОРЫ РИСКА»

Продолжительность занятия 90 минут
Занятие 2

Продолжительность занятия 90 минут
Занятие 3

«ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ, ЧТО НАДО ЗНАТЬ ПАЦИЕНТУ О ПИТАНИИ ПРИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ И ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА»

Продолжительность занятия 90 минут

План занятия:

  • Каким должно быть питание здорового человека.
  • Как влияет питание на артериальную гипертонию.
  • Рекомендации по питанию.

«ОЖИРЕНИЕ И ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА»

«ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ»

Продолжительность занятия 90 минут

План занятия:

  • Что такое ожирение?
  • Как сбросить вес?
  • Что такое физическая активность?
  • Физическая активность при ИБС.

«ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ЗДОРОВЬЕ»

Продолжительность занятия 90 минут

План занятия:

  • Влияние курения и алкоголя на здоровье.
  • Никотиновая зависимость.
  • Современные методы лечения табакокурения.

«СТРЕСС И ЗДОРОВЬЕ»

Продолжительность занятия 90 минут

План занятия:

  • Что такое «стресс». Природа стресса.
  • Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса.
  • Десять заповедей стресса и стрессовых реакций.

АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ И ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА

КАК ПОВЫСИТЬ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ К ЛЕЧЕНИЮ?»

Продолжительность занятия 90 минут
Занятие 8

«ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ. АНКЕТИРОВАНИЕ».

Вечер вопросов и ответов по пройденному материалу.
АНКЕТА

Определение уровня знаний в школе здоровья по ишемической болезни сердца

Б) в грудной клетке

В) в эпигастрии
2. Когда у Вас возникает боль?

Б) при ходьбе_____ через ? метров___________

Г) ночью
3. Сколько минут длится боль?

___________________________________________________
4. Как купировать боль?

  1. Перечислите осложнения при ИБС?

_____________________________________________________

Внимательно прочитайте каждый вопрос, подумайте и ответьте. Подсчитайте количество набранных баллов и следуйте полученным рекомендациям, для того чтобы избежать тяжелых сердечно-сосудистых заболеваний и их последствий.

Похожие статьи

  • Школа здоровья для пациентов с остеопорозом

  • Преимущества фитотерапии заболеваний суставов и позвоночника

  • Санатории для лечения артроза тазобедренного сустава